Священник Йосип Голинковський (З послужного списку. "Волинські єпархіальні відомості" №1 за 1874 рік)
Священник Костянтин Миколайович Майборода –син священника с.Майків Миколи Майбороди. Закінчив у 1871 році з атестатом ІІІ розряду курс Волинської Духовної Семінарії , був направлений у село Великі Щурівці на посаду учителя Народного училища. Тут же працював священником його старший брат Віктор Майборода. У №5 «Волинських єпархіальних відомостей» є інформація про висвячення 27 січня 1874 року Костянтина Майбороди у дьякони, а в №6 про те, що він 2 лютого 1874 року переведений на священицьку посаду у с.Шоломки Овручського повіту. 1 березня на прохання священника Йосипа Голинковського переводять у Шоломки, а Костянтина Майбороду переводять у Топори. Тут у нього та його дружини Марії Йосипівни у 1883 році народилася дочка Клавдія, проте незабаром вона померла. До цих пір на її могилі в старій частині сільського кладовища зберігся гранітний пам’ятник (за могилою Гапонюк Тетяни)
Опис церкви священником Констянтином Майбородою (1891 рік) -фрагменти
Церковно-приходская лѣтопись Свято-Покровской церкви села Топоровъ Заславскаго уѣзда Волынской Губерніи Заведенная въ 1891 году мѣсяца Декабря 31го дня
ОТДѣЛЪ І. Приходъ
Составъ прихода. Приходъ состоитъ изъ села Топоровъ, в коимъ дворовъ 60 шт и деревни Топорчикъ, в коей дворовъ 43. Топорчики отъ села Топоровъ а также и приходской церкви отстоятъ на одной верстѣ. В деревнѣ Топорчикахъ небыло никогда самостоѣтельной церкви, а такжѣ часовни, даже и кладбища небыло, кладбище одно въ селе Топорахъ.
ОТДѣЛЪ ІІ. Приходскій храмъ.
Мѣстоположеніе храма. а.) Храмъ внѣ села, но на весьма близкомъ разстоѣніи отъ крестьянскихъ избъ, мѣстность храма занимаетъ ровную, а отъ крѣстьянскихъ избъ немного возвышенную.
б.) Описаніе храма. наружная часть храма. Храмъ представляетъ собой деревянное обшалеванное дошками зданіе имѣющее въ высоту 12 сажней, въ ширину 21 сажней, въ длину 10ть сажней. Церковь соединена съ колокольней. Въ храмѣ оконъ 12ть. Крестовъ на храмѣ три а также и на колокольнѣ одинъ. Кресты изъ желѣза позолоченыя. Дверей въ храмѣ двое и въ колокольнѣ одни. Колоколовъ на колоколь пять, самый большій колоколъ вѣсомъ десять пудовъ, на колоколѣ есть изображеніе Божія Матери и Св.Святителя Николая, в сѣмъ году въ ноябрѣ мѣсяцѣ колоколъ разбился, переливка колокола отложена на 1892 годъ, съ добавкою еще пяти пудовъ. Вокругъ церкви есть ограда («парканъ»).
Храмъ в селѣ Топорахъ, как видно изъ церковных документовъ построенъ в 1788 году на средства крестьянъ во имья Покрова Божіей Матери. Въ 1850 году храмъ был поднятъ и поставленъ на каменный фундаментъ, а также покрыт листовымъ железомъ, а в 1872 году снаружи обшитъ досками и покрашенъ масляною краскою.
в.) Внутреннія его часть. Храмъ в 1876 году внутри покрашенъ подъ шпалеры, в 1878 году весь иконостас перезолоченъ, вновь написаны наместные иконы. Иконостасъ изъ дерева рѣзной прямой съ двумья колонками съ рольками вызолоченный въ три яруса. Въ 1887 году на средс-тва крестьянъ съ разрешенія Епархіальнаго начальства, по составленному плану Епархиальнымъ Архитекторомъ и утвержденному Губернським Строительнымъ Комитетомъ пристроена къ церкви новая деревьянная колокольня на каменномъ фундаментѣ, крытая листовым железомъ, а въ 1888 году, по случаю столѣтняго торжества храма, колокольня была окончена, какъ церковь, такъ равно и колокольня вся снаружи покрашена была масляною краскою, а крыша зеленою; въ день храмового праздника 1го октября, колокольня была освящена. Постройки новой колокольни а также и покраска всей церкви обошлась крестьянамъ въ 1800 рублей серебромъ. Куда обращен алтарь? Алтарь обращенъ к востоку, довольно вмѣстительный, съ Северной стороны ризница. Алтарь отдѣляется отъ храма иконостасомъ. Престолъ въ храмѣ деревь-яный православный, Святой Антиминей изъ матеріи атласной зеленаго цвета освященъ Пре-освященнѣйшимъ Палладіемъ Архиепископомъ Волынскимъ и Житомирскимъ 1887 года Іюня 7го дня.
Иконы въ алтарѣ: на горномъ мѣстѣ крестъ кіот вызолоченный, на ономъ въ низу написана икона «Нагорная проповѣдь Спасителя», а въ верху икона распятія Спасителя.
Въ противоположной сторонѣ отъ жертвенника иконы в такихъ рамахъ и съ такою же верхуш-кою как над жертвенником «Спаситель благословляет хлебъ». Царскія врата изъ цельнаго дерева и вырезаны резьбою вызолоченныя. На них написаны четыре иконы четырехъ евангелистовъ. Позолотка царскихъ вратъ была в 1880 году на средства местнаго Священника. За которую позолоту уплачено пятьдесятъ рублей. Полъ какъ въ церкви, такъ равно и колокольне деревянный сосновый; хоры в церкви есть, устроены с Западной стороны, отъ пола на четыре аршина вышѣ. Плащаница въ вызолоченыхъ рамахъ виситъ въ алтарѣ съ Южной стороны. На срединѣ церкви съ правой стороны иконостасъ кіотъ устроенный на средства Крестьянина села Топоровъ Антона Василіевого Овчарука. На иконѣ изображены Св.Антоній и Θеотост, съ 1878 г около сего кіота икона отличнорѣзной работы в рамѣ и также и живописи «Святая великомученица Варвара», икона сія служитъ украшеніемъ церкви и сооружена сестрами сего храма въ 1890 году.
Съ лѣвой стороны иконостаса икона въ большихъ рамахъ отлично вызолоченныхъ «Святой пророкъ Илія», сооружена на средства местнаго Священника, цѣною двадцять рублей. Примѣчаніе. Еще за десять лѣтъ до столѣтнѣго торжества храма, Священник подготовляѣтъ крестьян пристроить къ церкви новою колокольню, вместо старой отдельно стоявшей отъ церкви, в каждый год не переставалъ говорить народу о пользѣ пристройки новой колокольни въ виду маловместительности храма. Словом, до той поры не перестанетъ говорить народу, пока не увѣнчаетъ успехомъ, указывал на старанія ихъ дѣдовъ и прадѣдовъ, а также и на трудное время назад тому девяносто лѣтъ, а все таки церковь была построена на собственныя средства крестьян и безъ всякой со стороны помощи. День столѣтняго торжества церкви был отпразднованъ 1 Октября 1888 года, въ этотъ день было сказано Священникомъ приличное торжеству храма слово. На Литургіи были упомянуты почившіе Архипастыри и Іереи служившие в семъ храмѣ, а также и строители и благотворители сего храма.
По окончаніи Литургіи, на церковномъ погостѣ был приготовленъ Крестьянами обедъ, предъ которымъ была отслужена большая панахида о всѣхъ от вѣка почившихъ, по окончаніи было провозглашено почившимъ вѣчную память и трапеза была благословлена, по окончаніи обѣда отслужена была малая панахида и оставшиеся окрухи хлѣба были отданы здѣсь присутствующимъ на обѣдѣ нищимъ. Къ этому дню варили церковный канутъ, изъ коего выручено было въ церковь чистаго дохода двадцать два рубля и тридцать фунтовъ чистаго пчелинаго воска.
ОТДѣЛЪ ІІІ. Причтъ церковный.
При церкви села Топоровъ Священниками были:
1.) «Парохъ» Лука Стефанович Козминскій съ 1791 года по 1809 годъ, 2.) Священникъ Павелъ Жолтовскій съ 1809 года по 1823 годъ, 3.) Наблюдающій Священникъ Іаковъ Соботовичъ съ Октября мѣсяца 1823 года по 1824 г 4.) Священник Василій Леонтіевъ Радкевичъ съ 1824 по 1834 годъ, 5.) Наблюдающій Священникъ сѣла Рѣпокъ Маркъ Антоновичъ Яскевичъ съ Октября мѣсяца 1834 года, 6.) Священникъ Θеодотъ Дучинскій съ 1834 по 1847 годъ, 7.) Священникъ Іосифъ Голинковскій съ 1847 года по 1874 годъ, 8.) Священникъ Константинъ Николаевъ Майборода съ 1 Марта 1874 года по насоящее время (1891 годъ) служитъ.
б.) Составъ причта. Наличный составъ причта состоитъ изъ Священника и Псаломщика. Свя-щенникъ получилъ образованія въ Волынской Духовной Семинарии и по окончаніи курса Бо-гословскихъ наукъ Епархіальным Начальствомъ назначенъ на сей приходъ. Награды имѣетъ Священникъ Набедренникъ и (нерозбірливо) Святѣйшаго Сінода награжден, подъ судом и слѣдствіемъ небылъ .
в.) Современное содержаніе причта. Священник получаетъ въ годъ триста рублей, а Псаломщик пятьдесятъ рублей. Земли всей при сей церкви 35 десятинъ и 364 сажени. Земля суглинистая, урожай хлѣба бывает середній, въ семъ году хорошій. На эту землю имѣется проэктъ от 25 Іюня 1847 года и планъ поземельной Коммиссіи отъ 1 Августа 1856 года. Причтовыя дома хороши и постройки новы. Причтовыя постройки по правиламъ ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнымъ 11 Апреля 1872 года, въ 1885 году Коммитетомъ по обезпеченіи духовенства сданы причту, кромѣ погреба и амбара для Псаломщика.
ОТДѣЛ ІV. Прихожане.
Прихожане въ селѣ Топорахъ всѣ православне, за исключеніемъ что къ приписной къ приходу деревнѣ Топорчикахъ есть десять душъ католиковъ. Прихожане къ храму Божіго ревностны, заботятся объ украшеніи инаго, въ храмъ ходять акуратно во всѣ воскресные и праздничные дни.
Бѣдствія въ приходѣ случались, какъ то: двукратный пожаръ въ селѣ Топорахъ былъ въ 1872 году, отъ которого почти все село выгорѣло; въ 1878 году тоже былъ пожаръ. Отъ всѣй прич-товыя постройки не исключая и жилого дома Священника все спалилось пламенемъ огня. 1878мъ году былъ моръ. За два мѣсяца умерло отъ скарлатины и крупа до сорока душъ.
Религіозный быт прихожанъ. Религіозность прихожан видна во 1хъ, что они акуратно по-сѣщаютъ свой храмъ, соблюдаютъ свята всѣ установленныя Св. церковью посты, у исповеди и Св. Таинъ причастія ежегодно всѣ бываютъ; во 2х великія празники и даже въ воскресенье приносять въ церковь хлебъ и раздаютъ нищимо. В случаѣ же если въ кого либо изъ прихожанъ, коимъ по совету врача разрешается пить молоко или кушать скоромную пищу въ постъ, больной пока не спроситъ духовного своего врача Священника, до тѣхъ поръ кушать или пить не будетъ.
Такі ікони могли бути в нашій церкві
Нагірна проповідь Спасителя
Антоній і Феодосій
Сільські похорони
Похорони Семенчук , матері Якобчук Л. Священик, мабуть з Ріпок, так як у 60-х роках у Топорах церкви не було